23 марта посмотрите на свой календарь. Там будет написано: "Всемирный день метеоролога". А тему его ежегодно определяет Всемирная метеорологическая организация (ВМО). В 2009 году темой выбрана "Погода, климат и воздух, которым мы дышим". Кстати, в России этот праздник официально будет отмечаться второй раз - президентским указом введен он в 2008 году, так что, заодно, отметим и его годовщину.
   Каждая страна по своему подходила к осознанию значимости роли метеослужбы в ее жизни. Для англичан стимулом для принятия своевременных мер явились "Великие Лондонские смоги", после которых (особенно с середины ХХ века, рассудив, сколь губительны они для населения), британцы стали вкладывать огромные деньги в климатические исследования. А в середине IXX века россияне шутили по поводу своего климата: обмороженных больше чем ошпаренных…Собственно, с учреждением Николаем вторым в 1834 году Нормальной обсерватории в Петербурге и начался отсчет Гидрометслужбы России, которой в апреле сего года исполнится 175 лет!
   Интересно, что первые карты погоды, публиковавшиеся в IXX веке, были предварены философской записью: "за немногие копейки нельзя узнать много истины"! Золотые слова. Впрочем, наша Служба тогда пользовалась непререкаемым авторитетом в мире и не случайно  предшественница ВМО Международная метеорологическая организация  была организована в 1873 году по инициативе и под председательством российского ученого Г.И. Вильда.
   Ученые накопили обширные базы данных  о климате и о составе нашей атмосферы, между которыми имеется очень интересная взаимосвязь. В данной статье я постараюсь раскрыть некоторые секреты по тематике, данной в заголовке.    Воздух, которым мы дышим, постоянно меняется. Трижды воспетая и четырежды проклятая урбанизация дала мощный импульс росту городов, изменению ландшафта и климата, что в свою очередь привело к изменению состава воздуха. Эти изменения оказали существенное воздействие на погоду и, в свою очередь, на наше здоровье и здоровье экосистем.
   Респираторные, сердечно-сосудистые и другие заболевания связывают с загрязнением воздуха. Выбросы газов и аэрозолей оказывают воздействие на изменение климата. По мере того как ученые собирают все больше данных о постоянно меняющемся составе и состоянии атмосферы, они все больше убеждаются, насколько тесно качество воздуха связано с погодно-климатической системой. Ветры, дожди, снег, температурные изменения - все они оказывают влияние на перенос и длительность пребывания загрязняющих веществ во всех регионах мира. Понимание процессов, происходящих в атмосфере повысит качество краткосрочных прогнозов погоды и долгосрочные предсказания изменений климата.
   В течение тысяч лет население планеты оставляло следы своей деятельности в атмосфере. Еще три с половиной века назад Джон Эвелин отмечал, что "грязные и жирные пары разъедают легкие жителей Лондона". Промышленная революция способствовала образованию новых источников загрязнения, увеличив его стократно. Быстрорастущее народонаселение привело к росту крупных городских агломераций: уже около половины из 6 миллиардов жителей Земли живет в городах. Огромное количество предприятий и транспортных средств наряду с загрязняющими веществами выбрасывает в атмосферу так называемые парниковые газы, которые со временем изменяя климат, оказывают непосредственное негативное воздействие на людей. Согласно оценкам Всемирной организации здравоохранения два миллиона человек преждевременно умирают каждый год в результате загрязнения воздуха.
   Однако, неладно что-то в Датском королевстве. И не только в Датском. Парадокс состоит в том, что в целом мире человечество особо эффективно и не противодействует загрязнению и это связано с психологией потребления, привычкой к комфорту. Даже старинная мудрая пословица "пока гром не грянет мужик не перекрестится", не действует. Гром гремит, а мы зажимаем уши. На нас "озоновая дыра", а мы страусом голову в песок: проблем не видно, значит, их и нет…
    Некоторое улучшение перспектив, проблески в массовом сознании относительно проблем качества воздуха, связаны с проведением олимпийских игр. Начало было положено в Атланте (США) в 1996 г., когда на период проведения игр была разработана целая стратегия, предусматривающая новые формы организации общественного транспорта, ограничение движения личного, изменение графика доставки товаров. Аналогичные меры были приняты в Сиднее и Пекине, что привело к повышению качества воздуха, но главное, люди поняли, что можно дышать полной грудью и в мегаполисе. К сожалению, это были лишь "показательные" мероприятия, эффект от которых не смог переломить ситуацию.
   С середины ХХ века проблему стали решать на уровне ООН и правительств государств. В большинстве стран были приняты законы, охраняющие природную среду - на уровне сдерживающего фактора это дает определенный положительный эффект. Служба погоды также играет здесь весьма важную роль. Для этого у гидрометеорологов создана целая система мониторинга окружающей среды. Так в системе ВМО ежедневно более 10000 наземных метеостанций, 1000 аэрологических, 3000 самолетов, по тысяче судов и дрейфующих океанских буев и множество ИСЗ проводят наблюдения и передают данные сначала в региональные, потом в три мировых центра - Москву, Вашингтон, Мельбурн. Эти измерения дополненные наблюдениями за химическим состоянием атмосферы, дают ученым возможность лучше понять и прогнозировать погоду, климат и качество воздуха.

   Хороший и плохой озон
   В 80-х годах выяснилось, что антропогенная деятельность, а именно использование хлорфторуглерода (ХФУ) привела к эрозии озонового слоя в стратосфере и повышенному ультрафиолетовому облучению. После принятия глобальных мер по запрещению ХФУ (Венская конвенция, Монреальский протокол), озоновый слой медленно возвращается к первоначальным параметрам. Однако, кроме полезного стратосферного, есть еще приземный "плохой" озон, образующийся комбинацией окислов азота, летучих органических соединений и солнечного света и вызывающий респираторные и сердечнососудистые заболевания. В густонаселенных районах озоновое загрязнение достигает максимума в летние периоды, поскольку большое количество солнечного света и тепла взаимодействуют с выбросами промышленных предприятий, транспорта и городского хозяйства.
   Аэрозоли или находящиеся в воздухе во взвешенном состоянии частицы могут проникать в легкие, они особенно опасны детям и пожилым людям. В 2006 г. в руководящих принципах ВОЗ отмечалось, что сокращение объема вдыхаемых взвешенных частиц в городах с высокой степенью загрязнения может уменьшить число смертей, связанных с загрязнением воздуха, на 15%.
   Похолодание от пожаров. Летом 2004 г. рекордная площадь (около 60 тыс. кв.км) Аляски была охвачена огнем. Эти пожары, выбросив огромное количество окиси углерода, способствовали увеличению приземного озона в значительной части северного полушария, одновременно охлаждая поверхность земли в течение нескольких месяцев. Этот парадокс объясняется тем, что частицы, содержащиеся в дыме, сокращают объем солнечного излучения попадающего на землю (эффект "ядерной зимы").
   Экстремальная жара. Годом ранее смертельная волна тепла привела к гибели 70 тысяч человек в Европе. Концепция тепловых волн предполагает, что это период (более 5 дней) высоких температур, максимальные значения которых на 5 градусов превышают средний максимум. Для рассмотрения этой новой угрозы ВМО и ВОЗ объединили свои усилия с целью подготовки систем раннего предупреждения населения и властей. И это особенно актуально учитывая, что наш климат, действительно становится более теплым. За предыдущее столетие температура приземного слоя выросла на 0,7 градуса и по прогнозам ученых в нынешнем столетии может возрасти еще от 1 до 6 градусов. Предполагается, что экстремальные погодные явления  - наводнения, ураганы, засухи - будут усиливаться, делая сообщества людей более зависимыми и уязвимыми.
   Подведение итогов. Если сформулировать все вышесказанное в одном предложении, оно будет звучать примерно так: загрязнение окружающей среды привело к глобальному потеплению, которое еще более усиливает загрязнение планеты; приговор прочитан, исполнение его - вопрос времени.
   Здравый смысл подсказывает, что положение безвыходное. Но в некоторых ситуациях нет ничего опаснее "здравого смысла" - это всё равно, как на большой высоте (или глубине) по-прежнему стараться "дышать полной грудью" без всяких специальных приборов. В мире сегодня - как раз такая ситуация, да еще стократно обостренная кризисом. Представляется, что решение надо искать  асимметричное.
   Очевидно, что необходимо резкое изменение уклада, типов производства и потребления, методов управления, создание иной, жизнеспособной культуры на обломках "общества потребления" и "общества спектакля".
   Не секрет, что основной враг природы - мегаполисы. Но они разрушают не только  природу, но и сами себя, сознание, живущих в них людей. Системный кризис мегаполиса - скученность, страшнейшие пробки, социальный сумрак, отравленный воздух, бесплодная почва, мертвая вода - это обыденность, ставшая привычкой, почти никого не шокирующая. Но так как сами себе предоставленные развиваться события, развиваются от плохого к худшему, - возможно наложение кризисов… То есть когда к изначально мрачным условиям обыденности подключаются обстоятельства чрезвычайные. Ведь современный так называемый город находится на искусственной подпитке. Это огромный инкубатор, подключенный к различным источникам искусственного питания. По множеству параметров он не имеет запаса прочности и в принципе не способен существовать в автономном режиме. Такой город, как перегретый реактор, предельно уязвим ко всем видам катастроф. Остановись зимой любая ТЭЦ - и чудо хрущовского субтропического строительства -  панельные дома моментально превратятся в холодильные камеры, без канализации и водоснабжения. Даже небольшой сбой с продовольствием - катастрофа. Любое неосторожное замечание в СМИ о перебоях с продуктами или лекарствами, о повышении радиационного фона или терроризме - паника, социальный взрыв.
   Мегаполис - это муравейник, где миллионы сидящих друг у друга на головах горожан не склонны (в отличие от муравьев)к взаимопомощи, но воспитаны в духе взаимной конкуренции. С экологической точки зрения он похож на огромного стоголового смердящего дракона разучившегося летать, накрепко прикованного цепями и потому вынужденного гадить под себя, однако, одновременно успевающему во все стороны изрыгать пламя и поглощать поставляемых ему какими-то идиотами красавиц. Поэтому главный вывод таков: современный мегаполис не только вредная, но и крайне опасная игрушка цивилизации. Есть ли выход?   
   В России прорастает с разных сторон, набирает ход, осмысливается идея Трансполиса - так называемого линейного города. Мегаполис словно разматывается вдоль трассы, создавая шкалу, состоящую из чередующихся небольших центров и пригородов.
   В 70-х годах ХХ века советские архитекторы-футурологи Константин Пчельников и Илья Лежава независимо друг от друга приходят к осмыслению феномена Транссиба как структурного стержня переустройства России и мира.
    "Транссиб, - пишет Пчельников, - есть глобальная широтная коммуникация от Атлантики до Атлантики (Лиссабон-Париж-Москва-Берингоград-Нью-Йорк) вместе с меридианными "подвесками" до южных периферий всех материковых континентов будет становым хребтом созидательной деятельности планетарной человеческой цивилизации".
   Илья Лежава страстно декларировал проект непрерывного Транссибирского города: "Одним из важнейших событий начала прошлого века было проведение Транссибирской магистрали. С ее появлением произошел качественный скачок в развитии российского государства. Необходимо продолжить это начинание и совершить такой же скачок в развитии страны в ближайшие сто лет.    Современный город, многомиллионный, вроде Москвы, обречен. Мы решаем проблему радикально и утверждаем, что город XXI века в России - это линейный город. От акватории Балтийского моря до акватории Тихого океана.
При новых скоростях 600-700 км/ч (а уже сейчас существуют поезда на магнитной подушке, разгоняющиеся до 500 км/ч) через сто лет перекрывать расстояние до Владивостока мы сможем за 12 часов. Можно сесть на поезд и через два часа быть уже где-то за Уралом, а через три - на Байкале. А по дороге - города, заповедники, научные центры… Линейная структура решит не только транспортные вопросы. Размеры линейного города обладают огромными земельными потенциалами. Можно строить, не снося старое.   Линейный город станет экономической артерией нашей страны. Она будет состоять не только из структуры "восток-запад", но и из семи поперечных структур. Получится мощный скелет России, собирающий и стягивающий её бандаж. Это и будет новый качественный скачок в развитии не только градостроительства, но и государства.
   Каждая из предложенных нами линий абсолютно реалистична. Продольная ось базируется на Транссибирской магистрали, поперечные также нанизаны на конкретные города и трассы. Например, вторая поперечная магистраль уже существует от Архангельска до Астрахани.   Ширина линейной структуры - 10-15 км. Состоять она будет из нескольких слоев. В центре расположится техническая зона, где будут основные энергетические и транспортные артерии, промышленность. Дальше - зона интенсивного освоения природы и место жизни человека. Потом - щадящая природу зона, с полями и угодьями, а далее - зона нетронутой природы. Конечно, это только схема, слои будут пересекаться и переплетаться в сложнейшие узлы.  Мы считаем, что основное население должно сосредоточиться вокруг этих линейных городов. Им там будет удобно, легко и выгодно жить. А остальная территория останется природе, которую надо восстанавливать. Конечно, многие исторические и культурные центры окажутся вне структуры. Москва, например. Они будут жить своей жизнью, но с экологической точки зрения это будут чистые культурно-исторические города-музеи".
   Не спорю, высокие цели, фантастические проекты, но ведь - не утопические. Думаю, что и с точки зрения решения экологических проблем они - наилучшие.

Вячеслав Демин
Нач.отдела метеорологии Приволжского УГМС